©
на главную Музей галереи "Пленэр" контакты контакты

Возврат Персоны Хетагуров Алексей Николаевич



Хетагуров
Алексей Николаевич

Живопись

История рода

Из биографии

 

Публикации:

Новые реставраторы икон
Московский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс»
Сет Майданс

***
Перова Е.Г.
"Мир музея" М. 1998. №5
(в сокращении)
Не пора ли Миру приложить усилия для спасения Красоты?

***
Елена Гувакова
"Замело тебя снегом, Россия!.."
Газета «Наш Изограф» 2005

***
А.Н. Хетагуров

Богоматерь Гора Нерукосечная
Свящ
енные символы икон
ы

***
"Один поляк"
Журнал "Новая Польша". Варшава. 2005.№ 3.

***
"Мужество
и милосердие
"
"Московский художник"

История рода

Коста Хетагуров


Коста Хетагуров

Санкт-Петербург.
Памятник Коста Хетагурову


Памятник в селе Коста Хетагурова

Коста Хетагуров

Дом-музей Коста Хетагурова в селении Нар

Родословная

Более 30 лет работает в Государственном Историческом музее Алексей Николаевич Хетагуров – заведующий сектором реставрации темперной живописи. За эти годы он многое узнал, многому научился, видел «многое и многих» и сам, по его словам, «дошел до стадии экспоната». Сведения об истории «экспоната» чрезвычайно интересны. По отцовской линии Алексей Николаевич принадлежит к старинному осетинскому роду Хетагуровых, который берет начало еще в XVI в. О прародителе рода – Хетаге, сыне кабардинского князя Инала, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них:

Хетаг принял христианство и был преследуем своими исламскими родственниками. Когда посланная ими погоня стала настигать его близ места, называемого Суадаг, он услышал громкий призыв из леса, растущего на северном склоне Кавказских гор: «Хетаг, к лесу!» На этот призыв Хетаг ответил : «Не Хетаг – к лесу, а лес – к Хетагу! » Вслед за этим возгласом появилась большая роща и окружила Хетага в поле. Преследователи были напуганы этим явлением и вернулись в Кабарду. Роща эта существует и поныне, называется рощей Святого Хетага и считается священной и неприкосновенной. Рубить в ней деревья и уносить домой даже ветки –святотатство, влекущее за собой несчастье, по понятиям осетин. Легенду записал Андукапар Хетагуров, собравший в 1930-х годах сведения по истории рода.

Самый известный представитель рода Хетагуровых – Коста Хетагуров (1859-1906). Обладая разносторонними талантами, Коста Хетагуров был неутомимым общественным деятелем, неустанно боровшимся за свободу осетинского народа, прозаиком, драматургом, поэтом и публицистом. Он создал осетинский литературный язык, заложил основы осетинской литературы и способствовал развитию осетинского театра. Коста был первым осетинским живописцем – учился он в Петербургской Академии Художеств в одно время с В. Серовым и М. Врубелем, занимался в классе П.П. Чистякова. Значение этого самобытного, яркого человека со светлым умом и сильным характером велико не только для осетинской культуры, но и для общечеловеческой.

Двоюродный племянник Коста – Николай Хетагуров, окончив Владикавказскую гимназию (в той же гимназии несколько ранее учился Вахтангов), поступил в Московский землемерный институт (теперь - институт геодезии и картографии). В Москве он познакомился – через своего студенческого товарища – с Михаилом Вениаминовичем Ченцовым, другом известного осетинского журналиста А. Цаликова. Ченцовы – старая дворянская фамилия, дед Михаила Вениаминовича участвовал в Кавказской войне, работал вместе с Пироговым, а сам Михаил имел звание личного почетного гражданина. Его дочь Ляля рано лишилась матери, и все заботы о ней легли на плечи отца. Это она в один прекрасный вечер открыла дверь высокому черноволосому молодому человеку – Николаю Хетагурову. Своей белозубой улыбкой он ослепил ее на всю жизнь.

В 15 лет Ляля осталась круглой сиротой, а в 16 – соединила свою судьбу с судьбой Николая. Они прожили вместе более полувека и большую часть жизни – на Покровке около Чистых прудов. Инженер-геодезист, Николай Иосифович много времени проводил в экспедициях, прошел на шестах многие северные реки, побывал в Якутии, Сибири, на Дальнем Востоке, в Амурской области, в Казахстане, на Кавказе, совершенно соответствуя осетинской поговорке: «мужчина – гость в доме». Это был счастливый брак несмотря на разницу в возрасте (а может быть, и благодаря ей), несмотря на разные темпераменты и воспитание, причем настоящий «кавказский» темперамент был присущ Елене Михайловне в большей степени, чем Николаю Иосифовичу – настоящему кавказцу. «У женщины – душа ребенка», – не уставал он повторять и относился к ней всю жизнь, как к большому ребенку.

Перед самой войной родился Алеша Хетагуров. Одно из его первых еще младенческих воспоминаний – голос Левитана, читающий сводку Совинформбюро по радио. Военное и послевоенное детство, не слишком удачная учеба в школе – много забот мальчик доставлял родителям. Когда же, окончив школу, Алеша успешно поступил на истфак Московского Университета, мама заплакала от радости. Учился он на вечернем отделении и кем только не работал – даже, несмотря на свою крайнюю худобу, грузчиком на Школфильме! Студенческие годы, проведенные на Моховой, остались в памяти как самые лучшие.

В 1968 году Алексей Николаевич защитил диплом на кафедре источниковедения. Тема диплома: «Неизвестный памятник русской общественной мысли начала XVIII века (Иллюстрированная рукопись неизвестного автора)». Речь идет о рукописи «Жизнь и похождения Полидора Фабия», хранящейся в РНБ. Научным руководителем Хетагурова был прекрасный человек и замечательный историк-источниковед А.Д. Горский, впоследствии зав. кафедрой истории феодализма в России. Его стараниями студенты учились работать с источниками и самостоятельно мыслить. Не одно поколение выпускников истфака МГУ вспоминают его с благодарностью и уважением. Хотя Горский настоятельно рекомендовал продолжать научную работу, Алексей Николаевич не пошел по этому пути. Сейчас он порой сожалеет об этом.