©
на главную Музей галереи "Пленэр" контакты контакты

Возврат Персоны Хетагуров Алексей Николаевич



Хетагуров
Алексей Николаевич

Живопись

История рода

Из биографии

 

Публикации:

Новые реставраторы икон
Московский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс»
Сет Майданс

***
Перова Е.Г.
"Мир музея" М. 1998. №5
(в сокращении)
Не пора ли Миру приложить усилия для спасения Красоты?

***
Елена Гувакова
"Замело тебя снегом, Россия!.."
Газета «Наш Изограф» 2005

***
А.Н. Хетагуров

Богоматерь Гора Нерукосечная
Свящ
енные символы икон
ы

***
"Один поляк"
Журнал "Новая Польша". Варшава. 2005.№ 3.

***
"Мужество
и милосердие
"
"Московский художник"

 

Биография

Хетагуров Алексей Николаевич родился 28 сентября 1940 года в Москве. Окончил МГУ, работал в Государственном Историческом музее (исторический отдел, отдел ИЗО, отдел реставрации – сектор темперы). И на протяжении всего времени пишет картины, потому что живопись это не профессия, это веление сердца, это предназначение свыше.

Картины для Алексея Николаевича Хетагурова – как дети, ему трудно расстаться с каждой из них. Но «дети» – число которых перевалило за тысячу – все же разбрелись по свету: поклонники творчества Алексея Николаевича Хетагурова есть в России, в Голландии, в Австрии, в Польше, во Франции, в Америке... Очень любят картины Хетагурова сентиментальные немцы, для которых «russische Tajga» начинается за московской кольцевой дорогой: более 50 полотен с заснеженной «тайгой» ушло в Германию. Даже коптские монахи увезли с собой неведомую для них русскую зиму в глухие монастыри, затерянные в Аравийской пустыне.








 

Выставки:
Принимал участие во многих выставках московских художников, в том числе: в общесоюзной выставке “Памятники культуры”. Персональные выставки: в МГУ, в посольстве ФРГ, в галерее “Беляево” “Замело тебя снегом, Россия” и др.

Статьи:

Новые реставраторы икон (в сокращении)

Московский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Сет Майданс
о процессе реставрации древних икон в Россиии.

С 91 года, в России происходит бум в области писания и реставрации икон. Нередко под слоем потемневшей от времени олифы реставраторы обнаруживают произведение великого анонимного мастера. Порою искусные реставраторы находят шедевры древнерусского искусства скрывающихся под слоями красок более позднего письма.

Сотрудник реставрационного отделения Государственного исторического музея Алексей Хетагуров недавно обнаружил совершенно уникальную по своим эстетическим качествам икону конца XVII века Богоматерь «Несекомая гора». «Это поистине великое произведение искусства, - говорит Хетагуров, - не меньше Моны Лизы. Ее глаза явственно выражают светлую радость».
«Появление нового поколения реставраторов, - продолжает корреспондент «Нью-Йорк Таймс», - напоминает период столетней давности, когда в России возобновился интерес к древнему церковному искусству. Тогда старинные иконы собирали в коллекции и реставрировали. Однако возрождение интереса к древнерусскому искусству в начале XX века сменилось жестоким советским иконоборчеством».

Одновременно с бумом иконописания и реставрационных работ идет спор вокруг значения религиозного искусства и его места в культурной жизни современного российского общества. Ставятся такие вопросы: правомочно ли сводить старинные иконы к категории произведения искусства или они являются только предметом религиозного почитания? Должны ли они храниться в церквах или в музеях?

Для большинства из тех россиян, которые работают в области консервации, иконы считаются одновременно выдающимися произведениями мирового искусства и великими святынями Православной Церкви. «Нужно восчувствовать душу иконы, чтобы ее понять, - говорит реставратор Алексей Хетагуров. - Если ты на это не способен, можно ее испортить. Для реставратора нужен 10-ти и даже 20-летний опыт кропотливой работы, чтобы приобрести такое разумение».

Голос Америки 2005 г.

 

Перова Е.Г.
"Мир музея" М. 1998. №5 (163)
(в сокращении)

Не пора ли Миру приложить усилия для спасения Красоты?

...1968 год. Алексей Николаевич поступает на работу в Государственный Исторический музей. Работает сначала в 5-м Историческом отделе, потом в ИЗО, а с 1974 года – в реставрации темперной живописи.

Величественное здание на Красной площади со сложным внутренним интерьером и устройством поразило Алексея: новому человеку всегда было сложно разобраться в лестницах, коридорах, дворах и переходах этого творения архитектора О. Шервуда. Поразили его и сотрудники, многие из которых работали в музее не одно десятилетие и помнили еще и И.Е.Забелина, и князя Н.С.Щербатова. Первое время Алексей недоумевал, почему некоторые сотрудницы здороваются с ним по несколько раз в день. «Может быть, так полагается у воспитанных людей?», – подумал он и тоже стал здороваться с каждым, кого встречал, даже если расстался с ним всего несколько минут назад.

Только позже, уже ближе познакомившись с коллективом, Хетагуров понял, что это были совершенно разные сотрудницы – разные, но имеющие как бы один облик: гладко зачесанные назад и собранные в узелок волосы с проседью, одухотворенные лица, строго-внимательный взгляд сквозь очки, хрупкие фигурки, одетые в темные платья... Это были типичные гимовки, наделенные чувством собственного достоинства, скромностью и удивительной глубиной познаний – каждая в своей области, будь то рукописи, драгоценные металлы, книги, оружие, живопись, нумизматика, археология ...

Музей оказался целым миром, ярким и необыкновенным, наполненным удивительными людьми. Многие из них сами были частью русской истории. Так, зав. отделом рукописей Марфа Вячеславовна Щепкина являлась дочерью известнейшего палеографа В.Н. Щепкина и внучкой знаменитого актера. М.М. Постникова-Лосева – зав. отделом драгоценных металлов, была из старинного рода, сохранился портрет ее матери, написанный В.Серовым. Юную Протасьеву –сотрудницу отдела рукописей – писал П.Корин в образе послушницы в картине «Трое» (один из этюдов к большой картине «Русь уходящая», которую Корин так и не окончил).

В экспозиционных залах музея, расписанных М. Васнецовым и П. Семирадским, в его фондовых отделах, хранящих неисчислимые сокровища (миллионы единиц хранения!), еще витал «римский дух» Российского Исторического музея – РИМа (таково было его прежнее наименование).

Первой музейной личностью, что произвела на молодого сотрудника яркое впечатление, была Элла Соломоновна Коган, принявшая его в 5-й экспозиционный отдел. Опытнейший музейный работник и экспозиционер, она всегда была переполнена новыми оригинальными идеями – глаза горят, в пальцах неизменно зажата тлеющая папироска. Перейдя в отдел ИЗО, Алексей Николаевич стал заниматься живописью и графикой начала ХХ века под руководством Надежды Николаевны Гончаровой. Человек энциклопедических знаний жизни и быта русского дворянства, живописи и графики XIX века, она много помогала начинающему сотруднику.

Необычайно сильное впечатление произвела на молодого человека и другая сотрудница ИЗО: Мария Юрьевна Барановская – удивительный, необычный, яркий человек, оставившая глубокий след в душе у всех, знавших ее. Исследователь и искусствовед что называется «милостью божьей», она была в каких-то своих личных взаимоотношениях с XIX веком, обладала колоссальными знаниями и необыкновенной памятью, была удивительным знатоком московского некрополя. Невозможно перечислить все оригинальные черты этой неординарной личности!

Мария Юрьевна жила в Больничных палатах Новодевичьего монастыря вместе со своим мужем – Петром Дмитриевичем Барановским, которого вряд ли нужно представлять широкой публике: роль Барановского в спасении памятников российской архитектуры неоценима!

Отнгошения ещё более упрочилась после того, как Алексей Николаевич стал работать в реставрационных мастерских, расположенных в Новодевичьем монастыре.

Мария Юрьевна и Петр Дмитриевич прожили сложную, счастливую и трагическую жизнь. Быт их в Больничном корпусе был очень тяжел, почти без удобств. Мария Юрьевна жаловалась: «Я всю жизнь работала на эту печь!» Комната была вся загромождена книгами, изразцами и другими предметами старины, которые Петр Дмитриевич сам покупал для создаваемого им музея в Коломенском, и спать ей приходилось на раскладушке. А душ появился только перед самой кончиной Марии Юрьевны, так что она даже не успела ему как следует порадоваться. Алексей Николаевич часто прогуливался с Марией Юрьевной по монастырю – она ступала тяжело, опираясь на палку. Некрополь Новодевичьего она знала наизусть и гуляя по дорожкам, проложенным над захоронениями, рассказывала своему спутнику, где кто покоится: «Здесь –хороший человек, а здесь – неприятный, Пушкину пакости делал!»

Алексей Николаевич присутствовал при кончине Марии Юрьевны. Отпевали ее в Успенской церкви Новодевичьего монастыря, похоронили в Донском монастыре, как и пережившего ее на 6 лет Петра Дмитриевича, который до последнего вздоха продолжал бороться за сохранение русской культуры – почти слепой, он огромными буквами писал на картонках свои записки и говорил только о спасении памятников архитектуры.

Реставрация

Еще работая в ИЗО, Хетагуров познакомился и подружился с реставраторами масляной живописи Иваном Федоровичем Есауловым, Борисом Беляниновым и Владимиром Шипиловым. Сами профессиональные художники, они всячески поддерживали Алексея Николаевича, когда он всерьез решил заняться живописью, приветствовали его еще наивные начинания, помогали советами, да и просто красками. Их стараниями он и перешел в отдел реставрации, где стал заниматься темперной живописью.

В ГИМе богатейшие фонды икон: свыше 10 000 единиц хранения, собранных в Отделе Древнерусской живописи, Драгметаллов и в филиале ГИМа – Новодевичьем монастыре. В музей иконы попадали разными путями: из собраний известных коллекционеров, из даров царской семьи, в недоброй памяти 1920-30-е годы – из упраздненных и разрушенных церквей и монастырей. Так поступил в музей иконостас работы Рефусицкого из Успенской церкви на Покровке – той самой церкви, которую в свое время пожалел разрушить Наполеон, но не пожалели большевики. Есть работы Симона Ушакова, один из первых списков чудотворной иконы Иверской Богоматери, список Смоленской Богоматери, очень интересные так называемые «мерные иконы», которые делались в размер младенца с изображением его святого –например «Святая София» царевны Софьи Алексеевны, сестры Петра I.

Большинство икон, особенно из разрушенных церквей, находилось в тяжелом состоянии, их пытались как-то спасти еще в 1920-30-х годах – осыпающийся красочный слой заклеивали в целях профилактики тем, что было под руками: газетами, оберточной бумагой. Десятилетиями реставраторам темперы приходилось заниматься в основном консервацией и профилактикой: удалять старые заклейки, сделанные зачастую на желтке, со временем превратившимся буквально в камень; укреплять красочный слой, бороться с последствиями многочисленных протечек и аварий. К тому же, иконы долгое время были «не в моде» – они практически не экспонировались. Только с 1980-х годов иконы начинают появляться в витринах и на стендах музея, украшать собой выставки.

Естественно, что любой реставратор считает свое дело самым трудным, а предмет своей реставрации – самым хрупким и сложным. Для темперной живописи это утверждение, пожалуй, наиболее справедливо. Кроме того, что икона является предметом религиозного культа и произведением искусства, это – еще и сложная «конструкция»: деревянная доска, льняная паволока, левкас, иногда несколько слоев темперной краски, олифы или лака, записи, металлический – нередко драгоценный – оклад... Сколько знаний, умений, труда требуется реставратору, чтобы спасти и сохранить икону во всей ее структурной сложности и красоте!

За каждой иконой – целый мир православной символики, духовная наполненность, «намоленность»; целая вереница образов: художник, писавший икону, заказчик или владелец ... Вот двухсторонняя икона «Богоматерь Корсунская с приписными», на обороте изображена «Голгофа», а внизу – длинный текст с пояснением кто, зачем и для чего написал эту икону. Подобные подробные объяснения встречаются очень редко, обычно иконы остаются «безымянными».

Из текста на иконе «Богоматерь Корсунская» мы узнаем, что «Сие истинное изображение подобие и мера с самого чудотворного образа: пресвятыя Богородицы зовотыя Корсунския: иже имеетца в богоспасаемом граде Калуги в церкви Святого славного великомученика Георгия и в пределе святых первоверховных апостол Петра и Павла что на большой проезжей московской дороге что за лавками». Написан сей образ «тщанием и радением на кипарисе по обещанию ... диакона Григория Иванова сына» и является родительским благословением диакона своим детям. Писал икону церковный изограф Тимофей Петров ноября 13 дня 1730 году. «Любезныя моя чадо, – обращается Григорий к потомкам: – аз вас породих в богоспасаемом то граде Калуги, и воспитах и научих страху Божию в пресвятом то вышеупомянутом храме; и да будет ныне вам сей святый образ на спасение и защищение на враги видимыя и невидимыя лук щит оружие крепкое и заступление...»

До реставрации текст почти не читался из-за загрязнений и потемневшей олифы, на иконе были утраты, трещины, поздние вставки. Алексей Николаевич провел большую работу: укрепление левкаса, красочного слоя; заделка трещин, удаление загрязнений, снятие потемневшей олифы, удаление затеков краски и записей. На клеймах с изображением местночтимых святых был подведен левкас по местам утрат, выполнены тонировки. «Богоматерь Корсунская» экспонировалась на 2-м реставрационном Триеналле в 1996 году.

Иконы требуют к себе особенно трепетного отношения не только при их реставрации, но и при хранении и экспонировании – состояние их зависит от малейших изменений температуры и влажности. Что может чувствовать реставратор, когда видит икону, вернувшуюся обратно в мастерскую после выставки, где не соблюдались необходимые температурно-влажностные условия и понимает, что реставрацию надо практически начинать заново!

Роль и значение реставраторов в музее не всегда понимались правильно. Многие воспринимали реставратора как нечто среднее между уборщицей и оформителем, не понимая того, что реставрация – это отдельная особая отрасль знаний и мастерства, что только объединенные усилия реставратора, хранителя и исследователя могут привести к наиболее плодотворным результатам в деле сохранения музейных ценностей.

За 20 с лишним лет работы в мастерской Хетагуров не только реставрировал иконы – ему пришлось выполнять и другую работу, казалось бы не связанную с его непосредственным занятием: он участвовал в археологической экспедиции музея в Крыму, на Таманском полуострове. Там была найдена греческая комната II в. до н.э., очевидно имевшая культовое значение, так как вся она была расписана античными фресками в несколько тонов – орнаментальные пояса и рельеф меандр. Рухнувшие когда-то саманные стены исчезли, а фрески лежали в несколько слоев в земле. За два сезона они были демонтированы, законсервированы и вывезены с раскопа в музей.

Алексей Николаевич участвовал в реставрации голландских кожаных обоев XVIII века для палат бояр Романовых (филиал ГИМ) – укреплял и тонировал утраты. Приходилось заниматься и металлическим флюгером-грифоном (герб Романовых), венчающим палаты – удалять несколько слоев записей. В советское время флюгер подвергся «опале» и был снят, так как палаты находились в непосредственной близости от ЦК. После расчистки, восполнения утрат и последующего золочения он вернулся на свое место. В церкви Троицы в Никитниках (филиал ГИМ) Хетагуров восполнял и тонировал утраты на фресках.

Живопись

Рано проявившаяся любовь к искусству определила не только выбор профессии, но и весь образ жизни Хетагурова, ибо по сути своей прежде всего он – художник. Еще мальчишкой Алеша уходил из тесной московской коммуналки и бродил с этюдником по пригородам. Его поразило своей красотой Кусково – старинные дворцы, пруды и каналы, яблоневые сады, кипящие по весне белизной... Он добирался туда на электричке и писал свои первые этюды, еще не подозревая о том, что волею судьбы большую часть жизни проведет совсем недалеко от Кусковского парка – на Утренней улице в Перово. Алексей Николаевич успел запечатлеть Кусковские деревушки, сады – сейчас все это исчезло с лица земли.

Учась в университете, Хетагуров поступил в студию ДК гуманитарных факультетов МГУ, которой руководил Федор Морицевич Кригер. Это был настоящий Учитель – энтузиаст своего дела, замечательный педагог, талантливый художник, большой знаток живописи и истории искусства. Он окончил в 1914 году юрфак МГУ, во время первой мировой войны служил офицером в действующей армии, после Февральской революции был избран в Совет солдатских депутатов, общался с Керенским. После Октябрьской революции он отошел от всякой политики и стал художником. Еще в юношестве он учился живописи в студии Машкова, был отмечен самим В.Суриковым. Писал Кригер пейзажи, натюрморты, портреты – создал галерею портретов своих сослуживцев-однополчан 1916-1917 годов.

Жил Федор Морицевич очень скромно, все силы отдавая любимой студии и заочному университету искусств. Это был очень обаятельный человек: аккуратный, с умным живым лицом, он несколько напоминал внешне Александра Бенуа. Несмотря на преклонные годы, он каждый день ходил пешком в студию на Моховой – а жил он рядом с Третьяковкой. Кригер вел студию почти до 90 лет, сохраняя удивительно ясный ум, молодость души, тонкое понимание прекрасного. Теплые дружеские отношения с учениками не прерывались у него до самой смерти – скончался он в возрасте 96 лет.

В своих «Записках» Федор Морицевич писал : «...нет никакого особого самодеятельного изобразительного искусства, но есть художники самоучки, стремящиеся приобщится к подлинно художественному овладению умением творчески отображать жизнь, действительность средствами графики, живописи, скульптуры. Достижение этой цели требует подготовки, искуса технического и морального, т.е. школы и воспитания в такой учебно-творческой обстановке и атмосфере, которые исключали бы взгляд на занятия в студии рисунка, живописи и скульптуры, как на забаву, на «игру в искусство». В студии должно царить радостное настроение, восхищенность самим процессом изобразительной деятельности, рисунком, этюдом – т.е. эйфория».

Федору Морицевичу это удавалось. Кроме занятий в студии, устраивались выезды на натуру, различные экспедиции, посещения выставок и музеев. Кригер всячески помогал всем своим студентам, в том числе и Алексею Хетагурову – при содействии Федора Морицевича были устроены две персональные выставки Хетагурова в ДК МГУ. Оценивая работы Алексея, Кригер замечал, что художник «понемногу отходит от просто правдивой передачи натуры, от географичности изображения пейзажа к художественно-образному выражению его характерных черт и, самого главного, «состояния природы», ее души».

Огромную роль в становлении Хетагурова как художника сыграло творчество Ван Гога. Выставка Ван Гога в 1971 году в Пушкинском музее перевернула все его мировосприятие. Все время, пока продолжалась выставка, Алексей ходил туда, как на службу – нет, скорее, как в храм, – и простаивал часами перед полотнами Ван Гога, пытаясь постигнуть их удивительную тайну. Он до сих пор помнит свои тогдашние чувства – восхищение, потрясение и боль от того, что никогда – никогда больше в жизни он этого не увидит! Разве мог он предполагать, что через 20 лет с таким же волнением он будет стоять перед картинами Ван Гога на его родине – в Амстердаме, на выставке, посвященной столетию со дня смерти художника, куда были привезены лучшие работы со всего мира. И опять всеми правдами и неправдами пробирался Алексей Николаевич в музей (цена билета – 16 долларов!) и оставался там до самого закрытия –чуть ли не последним посетителем!

Живописец Хетагуров, при всей любви к Ван Гогу не подражал ему, а оттачивал свой собственный неповторимый стиль. Красота русской природы в весеннем цветении и осеннем разноцветье, русская зима в снегах и туманах – вот чему посвятил он свое творчество. Особенно художнику удаются зимние пейзажи – почти одними белилами он передает такое разнообразие оттенков и настроений, что полотна как бы излучают морозный, жемчужный свет. Пейзажи Хетагурова – как некие окна в другой мир, мир гармонии, красоты и радости. Это тем более удивительно, что творит художник отнюдь не в состоянии «эйфории», как призывал его учитель, а в состоянии ярости, порой чертыхаясь, на чем свет стоит, как он сам признается. Алексей Николаевич не признает работы в мастерской, он пишет только на натуре и всегда « a la prima » – любое полотно, какого бы оно ни было размера, он создает за один сеанс, полностью выкладываясь на пленэре.

Хетагуров объездил многие края России, писал свои пейзажи в Москве, Подмосковье, Владимирской области, в Крыму, на Кавказе, бывал в Прибалтике и на Каме, но последние десгоды он черпал вдохновение на русском севере – в деревне Астафьево на границе Вологодской и Костромской губерний, километрах в 50 от города Кологрива.

Кологрив – удивительный город. В свое время Екатерина Великая, «путешествующая в своем Отечестве», осталась недовольна его месторасположением, и по ее высочайшему повелению город ... перенесли в другое место! Кроме того, это единственный город в России, где есть железнодорожный вокзал, но нет железной дороги – вокзал в начале века построили, а железная дорога прошла верст на 60 дальше.

От Кологрива до своей деревни Хетагурову приходилось добираться самыми немыслимыми способами: иногда летал маленький самолет – если позволяет состояние земляного аэродрома. иногда шел катер – если вода в реке Унже стояла высоко. А чаще – просто на попутке, потом на лодке, потом пешком.

Когда-то в Астафьеве было около 300 дворов, сейчас же доживают свой век старики – на несколько деревень, протянувшихся вдоль Унжи на десятки километров вряд ли наберется пяток постоянных жителей. Раньше пароходы по Унже проходили от Вологды до Костромы, сейчас же река обмелела, забита сплавляемым лесом, и летом по ней с трудом проходит моторная лодка... Деревни, выстроенные из мощных бревен, стоят, как черные призраки, зарастая травой по самые крыши, да ржавеют в полях скелеты брошенной сельхозтехники... В соседнем Вяльцеве еще недавно был цел (несколько лет назад сгорел) дом местного богатого крестьянина – двухэтажный, с железной крышей, чугунными «резными» водостоками, с лепниной на потолках... Хозяин налаживал жизнь, посадил липы около дома – редкость в этих северных местах. В 1913 году свозил свою семью на Парижскую выставку... Что было дальше – нам всем известно.

Русская деревня разрушена. Но красота этого северного края вдохновляла Алексея Хетагурова также, как его «соседа»: жившего недалеко от Кологрива, в деревне Шаблово, удивительного самобытного – сказочного и мудрого – художника Ефима Честнякова.

Сосновые и еловые леса, чуть разбавленные березой и осиной, прихотливо текущие Унжа и Марханга, удивительные закаты, снежные зимы, россыпи черники и брусники по осени – природа живет своей жизнью и властно манит к себе творческую душу. Охота, как говорится, пуще неволи – никто не заставляет художника ехать в такую даль, в такую «неудобь», но он едет, пишет свои картины порой на ветру, под дождем, на морозе... Зимой выбраться обратно бывает очень трудно, однажды пришлось идти пешком 22 километра – картины Алексей Николаевич нес за спиной, и ветер разворачивал его, как парус!

Работая всю жизнь, Хетагуров никогда не поступался своими убеждениями ради призрачных выгод, не толкался локтями. «Быть знаменитым некрасиво, – считает он вслед за своим любимым поэтом Борисом Пастернаком, – не это поднимает ввысь»:

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

Пожелаем же творческих успехов Алексею Николаевичу Хетагурову – художнику, реставратору, историку, коренному москвичу, преданному гимовцу и замечательному человеку.

Достоевский говорил, что "Красота спасет мир". Не пора ли Миру приложить усилия для спасения Красоты?