Заслуженный художник России,
Член-корреспондент Российской Академии Художеств
Андрей Игоревич ДУБОВ
Андрей Дубов родился в Москве в 1959 году. В 1977 г. закончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова. В 1982 г. окончил Московский полиграфический институт под руководством академика РАХ, профессора кафедры живописи и рисунка А. В. Васнецова.
К ПОРТРЕТУ ХУДОЖНИКА
"...Он не пошел по соблазнительному пути легковесного модничанья и не остановился на столь же легковесных позициях натуралистического правдоподобия. Всему этому Андрей противопоставил тяжкий путь познания природы искусства. Он занят проблемами композиции пространства, но не в отвлеченном конструировании, а в реализации живых ощущений природы. Круг его тем постоянен: это пейзаж, натюрморт, портрет в интерьере. Его не интересует литературная псевдозначительность. Он увлечен поисками пространственных и цветопространственных задач. Сейчас подобные увлечения крайне редки,
тем более хочется пожелать художнику твердости в реализации избранного пути и, конечно, успехов на этой нелегкой дороге"...
Председатель Союза художников СССР (1988—1993)
Народный художник СССР
действительный член Российской Академии Художеств
Лауреат государственных премий СССР, РСФСР и РФ
Профессор А.В. ВАСНЕЦОВ
Трое из России
ВЫСТАВКА
художников
Григория ДЕМБОВСКОГО,
Андрея ДУБОВА,
Марии КРАСИЛЬНИКОВОЙ
Союз Художников России,
Московский Союз Художников
Выставка открыта
с 4 по 11 апреля 2011
Москва, Кузнецкий мост 20
Из вступительной статьи в каталоге выставки доктора искусствоведения,
Члена президиума Российской Академии Художеств
М. А. ЧЕГОДАЕВОЙ:
"...Сегодня, как никогда ценны, незаменимы истинные художники, в силу своих возможностей, «по зову сердца» говорящие о нас и за нас о нашем мучительно трудном времени, о наших разочарованиях и тревогах, о сегодняшней - такой смутной, сбившейся с колес и все же - никуда не деться! - нашей родины России".
|
|
"Натюрморт на столе"
45,5х96 см, х/м., 2003 г. |
"Арбат", 136х188 см, х/м., 2002 г. |
"Тотьма" 80х100 см, х/м., 1996 г. |
Камертон живописи
Созерцание личного ощущения мира глубже и весомее знания о нём.
Феноменология духа живописного цветопространства, может быть, самая сложная и наиболее актуальная проблема изобразительного искусства нового ХХI века.
Не всегда у нас, спешащих и вечно неуспевающих сделать что-то очень важное, есть время, да и желание заглянуть за пределы своих проблем. Но уж если повезло, и вам представился случай, пусть на малую толику, замереть где-то в трансцендентном пространстве своего «Я», то остановитесь и затаите дыхание, и вы получите ни с чем несравнимое удовольствие, которое даже невозможно определить, так как не с чем соотнести.
Соприкасаясь с картиной Андрея Дубова, вначале вроде бы ничего не происходит, сознание не даёт сигнала - замедлить шаг, ты проходишь дальше, но только дальше, а не мимо, потому что шея сама по себе начинает поворачиваться, словно взор накрепко соединил тебя невидимыми нитями с картиной. Тело еще куда-то несётся, не подозревая, что якорь уже зацепился и закрепился на дне подсознания, и, вот-вот, цепь явлений и суждений натянется и застопорит тело, дёрнет его в противоположном направлении, обратно к картине.
Ты возвращаешься к полотну, и вот теперь твой взгляд начинает летать по конструкциям фактур и плоскостей цветопространства, отражаясь от них и оставляя после себя лишь след, который тут же исчезает, казалось бы в никуда. А на самом деле, взгляд выстраивает новое, еще невиданное здание грёз и тайных знаний, где вдумчивый зритель вдруг неожиданно для себя погружается в чувственный мир, который он, созерцатель, нежданно обнаруживает не где-то там, на стороне, а в самом себе.
Возникает сдержанно-суровая феноменическая реальность, где не нужен эпатаж или надрывный крик, пусть даже «вопиющего в пустыне», где неприличны резкие движения, пусть даже падающих ниц безумных героев.
Всё дышит спокойствием, но в этой тишине чувствуется беспредельное напряжение, тот всемогущий вселенский Тон бесконечного знания и чувства, скрытый от смертного, но властвующий над ним. И, как ни странно, среди суровых картин, дышащих сдержанной силой, на память приходит лёгкий и таинственный образ, который постоянно преследовал великого мыслителя и художника Николая Крымова – его легендарный камертон живописи: «свет зажженной спички на фоне белой стены, освещенной солнцем»…
Но продолжим экскурс в искусство художника Андрея Дубова. Перед нами эмоционально-интеллектуальный путь по «шпалам» из феноменов и ноуменов сквозь и мимо системных городов мышления, фундируемых, то есть созданных «применительно к иерархии уровней конституирования и соотношениям различных видов актов сознания и их интенциональных коррелятов» и основанных на традициях замечательных русских художников ХХ века: Николая Крымова, Константина Истомина, Андрея Васнецова и любимого мастера - выдающегося француза конца ХIХ века Камиля Коро, которому принадлежат слова: «Реальное - это часть искусства, чувство же - его целое».
В академических словарях – «Ноумен (от греч. noumenon — постигаемое), термин, широко распространённый в философии средневековья и нового времени, обозначающий нечто умопостигаемое в противоположность феномену, данному в опыте и постигаемому чувствами».
Не будем вдаваться во все тонкости и зигзаги мировой философской мысли, тем более, что начиная с Декарта и Канта и кончая философией нового времени - феноменологией Гуссерля и Хайдеггера, философы пытались, в общем-то безуспешно, изолировать чувственность от рассудка.
Если перейти на ясный для всех язык, то:
природные формы, абстрагируемые на различных горизонтах восприятия, стремятся к своим идеалам, но где-то на полпути, не доходя до горизонта, останавливаются, чтобы не исчезнуть за манящими всполохами на краю сознания, превращаются в совершенства земного восприятия, в которых чувствуется божественная незавершённость, божественное продолжение, потому что путь ещё не завершён.
Это лишь, кажется, что идеальные формы присущи только сознанию, конечно, на первый взгляд, идеального куба, огранённого безукоризненными плоскостями, в природе нет, нет и правильной пирамиды с бесконечно малой точкой схода на вершине. А разве возможно на земле среди грациозно изогнутых деревьев и нагромождения скал увидеть совершенный шар, блистающий своей завершенность, конечно, все скажут – нет! Но оторвите взор от земли, поднимите глаза к небу и вы увидите солнце - идеально круглое!
Итак, во всём, стоит всего лишь оглядеться по сторонам, заглянуть за или в глубину любого знакомого явления и оно вдруг поворачивается какой-то новой, незнакомой стороной, зачастую в корне меняющей первоначальный образ…
В ночном небе, во всём своём великолепии сияет таинственный серп луны, и в общем неважно, что на протяжении веков людям было даже невдомёк, что это лишь освещённый краешек маленькой планеты, потому что, то поэтическое вдохновение, которым луна одарила человечество, по своему масштабу и значимости не уступает реальному космосу, хотя и является лишь его феноменом.
Именно эта способность - увидеть и выявить в простых вещах непростые скрытые особенности, и отличает картины Андрея Дубова. Будь то обыкновенное яблоко или чашка, у которой высвечен край, рисующий абрис светлого пятна, задающий ритм, а другая часть чашки уходит в тень, сливаясь с окружающей средой, идентифицируя себя фактурой и цветом, подчиняясь единой тональной гармонии, которая является неотъемлемой частью вселенской гармонии, ласкающей всё человечество. И ты ощущаешь, как что-то очень приятное через глаза вливается в тебя, распространяется по всему телу и, проникая сквозь кожу, вырывается наружу, чтобы оставить на полотне мироздания отпечаток твоей души.
Виктор Адамович
|
|
"Летний день" 100х120 см, х/м., 2000 г. |
"В лесу" 50х40 см, х/м., 2001 г. |
"Дворик. Переславль-залесский"
50х70 см, х/м., 1998 г. |
"Интерьер мастерской"
130х140 см, х/м., 1996 г. |
"Красные дома" х/м., 80х60 см.
|
"Кухня" 121х65 см, х/м., 1995 г. |
"Кухонный стол" 56х95 см, х/м., 1998 г. |
"Натюрморт с розами"
100х110 см, х/м., 1998 г. |
"На даче" 140х180 см, х/м., 2000 г. |
"Натюрморт на подоконнике"
41х51,5 см, орг/м., 1982 г. |
"Натюрморт с рулоном"
120х50 см, х/м., 1995 г. |
"Натюрморт с фигуркой"
120х99,6 см, х/м., 1997 г. |
"Натюрморт с фруктами"
125х150 см, х/м., 2003 г. |
"Натюрморт с цветами"
60х80 см, х/м., 2006 г. |
"Натюрморт с фруктами"
100х80 см, х/м., 1994 г. |
"Натюрморт с цветами и фруктами"
60х80 см, х/м., 2003 г. |
"Натюрморт с черным кофейником"
49х69 см, х/м., 1994 г. |
"Пасмурный день" 50х70 х/м., 1998 г. |
"Пейзаж с волгой"
100х120 см, х/м., 2004 г. |
"Окно" 73х90 см, х/м., 1994 г. |
"Пейзаж с коричневыми домами"
70х90 см, х/м., 1996 г. |
"Плес" 80х100 см, х/м., 2005 г. |
"Пейзаж с деревом" 50х50 см, к/м |
"Полка" 80х60 см, х/м., 1994 г. |
"Портрет сына с собакой"
81х80,3 см, х/м., 1987 г. |
"Плес на Волге" 50х70 см, х/м., 2002 г. |
"Старая фабрика"
77х94 см, х/м., 2005 г. |
"У реки" 70х80 см, х/м., 1997 г. |
"Рынок" 145х190 см, х/м., 2003 г. |
"Читающий мальчик"
42х57 см, х/м., 1993 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|